Информационно-коммуникационные технологии

Уроки информатики с применением информационно-коммуникационных технологий:

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках информатики

       Только 45 минут длится урок, а учителю сделать надо многое: провести опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, закрепить его, увидеть рост каждого, создать ситуацию успеха. Словом, урок должен проходить в напряженном виде. Как здесь можно обойтись без электронного помощника, который при умелом использовании может взять на себя значительную часть работы? Используя компьютер, мы в школе создаем свои наглядные пособия, диаграммы, таблицы, презентации, компьютерные тесты. 

       Я хочу более конкретно остановиться на своем опыте применения информационных технологий в практике преподавания информатики. 

       На первых этапах применяю информационные технологии для создания дидактического материала. Для этой цели использую следующие технологии и программы MS Office:
- текстовый редактор Word;
- электронные таблицы Microsoft Excel;
- технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации;
- технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программы PowerPoint.

       Урок информатики без ИКТ не представляю. Поэтому учителям информатики приходится идти на шаг вперед. Ведь благодаря им ребята на наших предметах делают свои презентации. Использование обучающих программ на CD. Это – один из самых распространенных способов использования компьютера в учебных целях. На уроках я использую электронные учебники, видеофильмы, пошаговые анимации, интерактивные модели позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии, поэтому – это важнейшие средства иллюстрации объяснения учителя. Учитывая устаревшее оборудование кабинета информатики и недостаточное финансирование образования, применение данных технологий является одним их выходов из сложившейся ситуации.

       Использование ресурсов сети Интернет. Большой интерес вызывает у учащихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием и готовы увлеченно рассказывать об этом на уроке. Рассказы вызывают множество вопросов и вовлекают остальных в беседу. В выигрыше оказываются и докладчики, и слушатели.

       Используя интеграцию предметов математики и информатики, учащиеся с удовольствием составляют тесты по различным разделам информатики. При составлении теста учащиеся должны не только владеть основными знаниями и умениями по информатике, но и предусмотреть наиболее вероятные ошибки, которые можно допустить при выполнении теста, а также знать работу электронных таблиц. Выполняя такой тест тестируемый сразу может узнать свою оценку, а также увидеть вопросы, в которых он допустил ошибки. Ребята с удовольствием составляют тесты, корректируют их, учитывая мнения тестируемых. Я не считаю, что тестирование может полностью заменить обычные контрольные и самостоятельные работы, но в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовый контроль (а тем более компьютерный) позволяет:
1) более рационально использовать время урока;
2) охватить больший объем содержания;
3) быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
4) сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;
5) обеспечить одновременную проверку знаний учащихся всего класса и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому уро­ку;
6) во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оце­нок; 7) индивидуализировать работу с учениками;
8) развивать у учащихся добросовестность и аккуратность; повы­шать интерес к предмету;
9) создавать несколько однотипных вариантов одного теста за короткое время.

        Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации.

       Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.                   Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. На любом этапе урока можно использовать компьютерные презентации, как индивидуально, так с помощью интерактивной.  

       Примеры использования презентаций на уроках информатики:

- Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.

- Работа с устными упражнениями.

- Использование презентации при повторении пройденного материала.

- Демонстрация условия и решения задачи.

- Демонстрация геометрических чертежей.

- Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.

- Проведение тестов.

- Проведение физкультминуток.

- Проведение рефлексии.

- Демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях.

- Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

- Внеклассная работа: игры, турниры, вечера.

        Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у детей интерес к предмету повышен.

Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Конечно, для того, чтобы использовать ИКТ и учитель и ученик должны быть знакомы с технологией работы на компьютере. Данный момент нужно учитывать как при планировании программного материала, так и при повышении квалификации учителей.

        Время шагает вперёд. Теперь учитель может сэкономить огромное количество времени на подготовку "мультимедийно-интерактивного" урока. IT- профессионалы совместно с прфессионалама - педагогами разрабатывают полноценные коллекции Электронных образовательных ресурсов для всех ступеней образования: дошкольного, среднего, среднеспециального, высшего. Задача учителя - предметника теперь сводится к тому, чтобы изучить имеющиеся коллекции ресурсов по своему предмету "распределить" их в своём тематическом плане, научиться  "технически" их использовать, обучить детей правильному использованию данных информационных ресурсов.

         Электронные образовательные ресурсы (цифровые образовательные ресурсы) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационныхресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

        Принципиальным различием электронных образовательных ресурсов от цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) является наличие в первом случае компонента интерактивности. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные образовательные ресурсы» и аббревиатуру ЭОР.

        По цели создания ЭОР подразделяются на:

1). педагогические информационные ресурсы, разработанные специально для учебного процесса;

2). культурные информационные ресурсы, существующие независимо от учебного процесса.

  

Основные задачи ЭОР 

1. Помощь учителю при подготовке к уроку;

2. Помощь при проведении урока

3. Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий.

 

       По характеру взаимодействия пользователя с электронным образовательным ресурсом последние могут быть:

1. детерминированными, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены разработчиком и не могут быть изменяемы пользователем;

2. интерактивными, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т. п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных разработчиком.

 

        По функции в учебном процессе содержанием электронного образовательного ресурса может являться:

1.предъявление учебной информации, в том числе демонстрация объектов, явлений и процессов;

2. информационно-справочное обеспечение всех видов занятий.

3. моделирование объектов, явлений и процессов;

4.расширение самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения;

5. тренаж навыков и умений различного характера решение задач;

6. контроль и оценка знаний учащихся и др.

  

Основные направления использования ЭОР

Основными направлениями являются:

1.     контроль знаний учащихся;

2.     самообразование учащихся и педагогов;

3.     иллюстративное сопровождение процесса объяснения нового материала;

4.     возможность доступа учителей к методическим разработкам, учебным программам;

5.     возможность доступа учащихся к интернет-коллекциям;

6.     увеличение доли практических занятий;

7.     обучение с помощью автоматизированных систем;

8.     формирование навыков постановки и решения прикладных задач с использованием ИКТ;

9.     обучение профессиональному или предметному применению ИКТ в избранной сфере деятельности.

 

 

 

Федеральный портал

http://www.edu.ru

 

Ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов

http://fcior.edu.ru

 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

 

Федеральная информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

http://window.edu.ru

 

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

http://catalog.iot.ru

 

ЭОР нового поколения

http://eor-np.ru

http://Na5plus.ru

http://eorhelp.ru

http://openclass.ru

 

 

 

        В заключении хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. ЭОР для педагога - это мощное средство, облегчающее процесс создания учебного материала, способствует автоматизации трудоемкой работы. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».