Технология развития критичиского мышления
Статья "Технология развития критического мышления на
примере урока информатики" (ХХХIII Международная конференция "Применение новых технологий в образовании" - г. Троицк 2012)
Уроки информатики с применением технологии развития критического мышления:
Методы обучения информатики в структуре
уроков критического мышления
Технология формирования критического мышления – система деятельности, которая базируется на исследовании проблем и ситуаций на основе самостоятельного выбора, оценки и определения меры полезности информации относительно личных потребностей и целей.
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления
Компетентность: вооружение знаниями и умениями их найти, отсеять от ненужной информации, перевести их в опыт личной деятельности.
Мобильность знаний: понимание, каким образом можно добыть эти энания, какие методы применить.
Критически мыслящий человек способен:
- ставить конкретные вопросы;
- выделять главное;
- определять нужную информацию;
- распознавать необъективные суждения;
- отделять факты от субъективных мнений;
- отделять ошибочную информацию от правильной;
- ставить проблему;
- делать сравнения;
- выявлять причинно-следственные связи;
- выдвигать варианты решений;
- предвидеть последствия;
- находить и приводить аргументы;
- делать выводы и проверять их на практике.
Структура урока критического мышления
Методы обучения
Методы активизации внимания
- Интерес – один из основных мотивов.
- Учащихся нужно не развлекать, а заинтересовывать информатикой.
- Учащиеся должны осознавать, что в изучении информатики не все интересно и легко, многое нужно брать упорным трудом.
Формы активизации внимания
- Сообщение неожиданных фактов (история ENIAC)
- Обращение к опыту ( кому-то приходилось раньше …)
- Использование интересных практических заданий (операторы
мобильной связи…)
- Разгадывание и составление кросвордов
- Участие во внеурочных мероприятиях
- Привлечение учащихся к проведению анализа урока и пр.
Методы изучения нового материала:
- Заучивание – осознанное и неосознанное. Неосознанное – зубрёжка, осознанное – путем выделения ключевых слов, построения схем, отфильтровывания главного;
- Рациональные задачи – подводят к теме;
- Евристический – вопросы и дополнения;
- Конкретно-индуктивный – от часных случаев к общим закономерностям;
- Сократический – наводящие вопросы наталкивают к открытию истины;
- Абстрактно-дедуктивный – от общих закономерностей к частным случаям;
- Исследовательский – самостоятельно приобретённые навыки и знания;
- Проскриптивный – сопровождение полными записями;
- Инскриптивний – сопровождение минимумом записей.
Методы закрепления знаний
1. Единство теории и практики с первых минут.
2. Объдинение упражнений с игрой, с групповой работой, самопроверка и др.
3. Возвращение к ранее изученому материалу.
Методы обучения
выполнению упражнений и решению задач
На уроках нужно придерживаться таких правил:
1. Никогда и ничего не делать за учеников.
2. Ставить перед учащимися такие задачи, с которыми они справятся. И не потому, что им так легче, а потому, что им интересно, они это хотят сделать, поскольку обладают достаточным опытом, знаниями и навыками, чтобы проявить самостоятельность и творчество, необходимые при решении именно такого задания.
3. Внимательно следить за ростом каждого ученика, в то же час не становясь сторонним контролером процеса усвоения материала детьми.
4. Постоянно знакомить учеников с теми способами, благодаря которым они успешно овладеют предметом, формировать у них потребность пользоваться этими способами и средствами систематически.
Методы обучения информатики
в структуре уроков критического мышления
Этапы урока критического мышления |
Методы обучения информатики |
Разминка |
Повышения интереса; мотивации |
Обоснование учения |
Мотивации; проблемных ситуаций |
Актуализация |
Рациональных задач; проблемных ситуаций; стимулирования; конкретно-индуктивный |
Осмысление содержания |
Заучивание; конкретно-индуктивный; абстрактно-дедуктивный; сократический; евристический; исследовательский; проскриптивный; инскриптивний; сопровождающего закрепления; наследования; проб и ошибок |
Рефлексия |
Упражнений, повторения; поэтапного усложнения; евристических наставлений |
«Разумный куб»
Опиши…
Проанализируй…
Сравни с …
Примени…
Опиши…
«Джигсоу»
- Обьединиться в группы.
- Изучить информацию по заданному вопросу.
- Провести исследование.
- Выполнить задание.
- Представить разработку коллегам.
Работа с текстом
- Прочитать внимательно текст
- Сделать на полях пометки:
+, если это Вам известно;
- новый материал;
! , если информация вызвала интерес.
- При обсуждении зачитать материал из каждой категории.
Что бы стимулировать критическое мышление учителю необходимо: