Технология развития критичиского мышления

Статья "Технология развития критического мышления на

примере урока информатики" (ХХХIII Международная конференция "Применение новых технологий в образовании" - г. Троицк  2012) 

  

Уроки информатики с применением  технологии развития критического мышления:

 

Методы обучения информатики в структуре

уроков критического мышления

 

Технология формирования критического мышления – система деятельности, которая базируется на исследовании проблем и ситуаций на основе самостоятельного выбора, оценки и определения меры полезности информации относительно личных потребностей и целей.

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода  + критичность мышления

Компетентность: вооружение знаниями и умениями их найти, отсеять от ненужной информации, перевести их в опыт личной деятельности.

Мобильность знаний: понимание, каким образом можно добыть эти энания,  какие методы применить.

 

Критически мыслящий  человек способен:

  • ставить конкретные вопросы;
  • выделять главное;
  • определять  нужную информацию;
  • распознавать необъективные суждения;
  • отделять факты от субъективных мнений;
  • отделять ошибочную информацию  от правильной;
  • ставить проблему;
  • делать сравнения;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • выдвигать  варианты решений;
  • предвидеть последствия;
  • находить и приводить аргументы;
  • делать выводы  и проверять их на практике.

   

 

Структура урока критического мышления

 

 

 

Методы обучения

 

 

  

 

Методы активизации внимания

 

 

 

 

 

  • Интерес – один из основных мотивов.
  • Учащихся нужно  не развлекать, а заинтересовывать информатикой.
  • Учащиеся должны осознавать, что в изучении информатики не все интересно и легко,  многое нужно брать упорным трудом.

 

  

Формы  активизации внимания

  • Сообщение неожиданных фактов (история ENIAC)
  •  Обращение к опыту ( кому-то  приходилось раньше …)
  •  Использование интересных практических заданий (операторы

   мобильной связи…)

  •  Разгадывание и  составление кросвордов
  •  Участие во внеурочных мероприятиях
  • Привлечение учащихся к проведению анализа урока и пр.

 

 

 

 

 

 

 

Методы изучения нового материала:

  • Заучивание – осознанное и неосознанное. Неосознанное – зубрёжка, осознанное – путем выделения ключевых слов, построения схем, отфильтровывания главного;
  • Рациональные задачи – подводят к теме;
  • Евристический – вопросы и дополнения;
  • Конкретно-индуктивный – от часных случаев к общим закономерностям;
  • Сократический – наводящие вопросы наталкивают к открытию истины;
  • Абстрактно-дедуктивный – от общих закономерностей к  частным случаям;
  • Исследовательский – самостоятельно приобретённые навыки и знания;
  • Проскриптивный – сопровождение полными записями;
  • Инскриптивний – сопровождение минимумом записей.

 

 

Методы закрепления знаний

1. Единство теории и практики с первых минут.

2. Объдинение упражнений с игрой,  с групповой работой, самопроверка и др.

3. Возвращение к ранее изученому  материалу.

 

  

Методы обучения
выполнению упражнений и решению задач

 

 

 

На уроках нужно придерживаться таких правил:

1. Никогда и  ничего не делать за учеников.

2. Ставить перед учащимися такие задачи, с которыми они справятся. И не потому, что им так легче, а потому, что им интересно, они это хотят сделать, поскольку обладают достаточным опытом, знаниями и навыками, чтобы проявить самостоятельность и творчество, необходимые при решении именно такого задания.

3. Внимательно следить за ростом каждого ученика, в то же час не становясь сторонним контролером  процеса усвоения материала детьми.

4. Постоянно знакомить учеников с теми способами, благодаря которым они успешно овладеют предметом, формировать у них потребность пользоваться этими способами и средствами систематически.

 

  

Методы обучения информатики
в структуре уроков критического мышления

 

 

Этапы урока критического мышления

Методы обучения информатики

Разминка

Повышения интереса; мотивации

Обоснование учения

Мотивации; проблемных ситуаций

Актуализация

Рациональных задач; проблемных ситуаций; стимулирования; конкретно-индуктивный

Осмысление содержания

Заучивание; конкретно-индуктивный; абстрактно-дедуктивный; сократический; евристический; исследовательский; проскриптивный; инскриптивний; сопровождающего закрепления; наследования; проб и ошибок

Рефлексия

Упражнений, повторения; поэтапного усложнения; евристических  наставлений

 

 

 

«Разумный куб»

     Опиши…

     Проанализируй…

     Сравни с …

     Примени…

     Опиши…

 

«Джигсоу»

  • Обьединиться в группы.
  • Изучить  информацию по заданному вопросу.
  • Провести исследование.
  • Выполнить задание.
  • Представить разработку коллегам.

 

Работа с текстом

  • Прочитать внимательно текст
  • Сделать на полях пометки:

+, если это Вам известно;
-  новый материал;
! , если информация вызвала интерес.

  • При обсуждении зачитать материал из каждой категории.

 

 

Что бы  стимулировать  критическое мышление учителю необходимо: